История
Меню сайта


Категории статей
Истоки [2]
материалы по истории Макарьевского монастыря
О Макарьевском монастыре. [5]
Материалы из сети Интернет о Макарьевском монастыре.


Форма входа


Поиск по статьям


Друзья сайта


Наш опрос
Вы посещали Макарьевский монастырь?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 215


Главная страница » Каталог статей » О Макарьевском монастыре.
Характеристика по типологии и стилистике Макарьевского монастыря
Характеристика по типологии и стилистике Макарьевского монастыря
Характеристика по типологии и стилистике, наличие выразительного образа исследуемой территории (ценность культурного ландшафта)
  Макарьевский монастырь на период конца XVII столетия, когда были возведены основные сооружения, и до настоящего времени представляет собой обширный и чрезвычайно целостный архитектурный ансамбль. Он включает в себя различные типы построек, выполненные в стилистике архитектуры конца XVII века. Ансамбль является ярким примером русского средневекового монастыря на берегу реки, на протяжении многих веков имевшей исключительно важное стратегическое, экономическое, и культурное значение. Основные сооружения сгруппированы по оси, заданной руслом реки, при восприятии со стороны реки композиция монастыря симметрична и уравновешена. Речной фасад монастыря включает основные строения: Троицкий монастырь, Успенскую церковь с трапезной и колокольней, надвратную Михайло-Архангельскую церковь. Мощным основанием для них стали массивные стены с машикулями. В настоящее время в северной части территории ансамбля монастыря имеются диссонирующие включения (гаражи, сараи), нарушающие образ монастыря при восприятии его с внутренней территории. 
Планировка монастырской территории и архитектурный облик основных сооружений достаточно традиционен: монастырская территория имеет прямоугольную в плане конфигурацию, обнесена мощной крепостной стеной с круглыми угловыми башнями и квадратными (проездными). С южной стороны по сторонам от Святых врат имеются ещё две слабо выступающие квадратные башни, соединённые с келейными корпусами. Входная ось акцентирована пятиглавием надвратной церкви Михаила Архангела.
Шестистолпный пятиглавый Троицкий храм с тремя апсидами является мощной доминантой, организующей прилегающую застройку. Общее объёмно-пространственное решение собора восходит к типу Успенского собора в Московском кремле. Мощные круглые в плане столбы поддерживают своды, покрытые росписями. Приземистые сильно выступающие апсиды усиливают впечатление основательности и массивности объёма храма. С Троицким собором галереей соединена классицистическая Макарьевская церковь. Фасады церкви с западной и северной сторон украшены четырёхколонными портиками, основной объём завершён широким барабаном, перекрытым мощным куполом. 
К обширному двухэтажному сооружению трапезной с востока примыкает объём Успенской церкви, а с запада – шатровая колокольня. Успенская трапезная церковь представляет собой двухэтажное здание, сводчатый потолок которого опирается на мощный квадратный в плане столб. Фасады завершены килевидными закомарами, кокошники также служат основанием для стройных барабанов. С запада к трапезной пристроена шатровая четырёхъярусная колокольня, соединённая галереей – один из интереснейших примеров русского шатрового зодчества XVII века. Ярус звона завершается кирпичным восьмигранным шатром с двумя рядами слухов. Корпуса келий расположены к югу и востоку от надвратной церкви.  
Архитектурный образ монастырской территории характеризуется своеобразием и определяется гармоничным единством побеленных монастырских сооружений с живописным простором окружающего ландшафта. Архитектурное и природное своеобразие участка раскрывается как в облике построек, дающих представление о русском монастырском зодчестве, так и в красоте окружающего пейзажа – низкого пойменного берега Волги с выразительной береговой линей и противоположного – крутого, поросшего лесами. Выразительный опознаваемый облик этого пространства сформировался как результат объединения всех составляющих его аспектов. Следует добавить, что образ поселка как исторического поселения к настоящему времени утрачен практически полностью, и Макарьево стремительно превращается в заурядный дачный поселок.
Ценность культурного ландшафта определяется в первую очередь его аутентичностью, показателем которой в отношении исследуемой территории являются сохранность планировки, архитектурного облика монастырского ансамбля, функциональное использование и социокультурное значение. Социокультурное значение ландшафта определяется не только исторической ценностью и в большей степени информационным разнообразием. Круг исторических ассоциаций монастырского ансамбля очень велик. На протяжении столетий существования монастырь являлся духовным и культурным центром Поволжья. С ним связаны имена многих крупных церковных деятелей России XVII в. - патриарха Никона и его противника – протопопа Аввакума Петрова, будущих иерархов Русской православной церкви: Симеона – архиепископа Сибирского и Тобольского, Илариона – митрополита Суздальского, Ивана Неронова – протопопа, некоторое время входившего в состав ближайшего окружения царя Алексея Михайловича, и др. 
 
Выводы
Комплексные историко-библиографические и натурные исследования целостного фрагмента территории позволили прийти к определённым выводам в отношении историко-культурной ценности ансамбля Макарьевского монастыря и прилегающей территории, которые в свою очередь должны стать основой для принятия специальных режимов использования земель и градостроительных регламентов. 
Степень представленности природного и архитектурного своеобразия на данном участке чрезвычайно высока. Целостный комплекс монастырских сооружений, выполненный практически в единой стилистике, воспринимается в неразрывном единстве с окружающим пейзажем, что дало основания отнести исследуемый участок к категории культурного ландшафта. Он имеет объективную ценность как носитель эстетической, научной, исторической информации. Сформировавшийся к настоящему времени выразительный образ монастыря, объединивший в себе природный и архитектурный компоненты, отличается гармоничностью, целостностью и своеобразием. Всё это обуславливает необходимость выдвижения требования увеличения мощности и полноты воздействия культурного ландшафта. 
Макарьевский монастырь вместе с природным окружением является фрагментом информационно и эмоционально насыщенной исторической среды с высокой степенью сохранности планировочной структуры и ландшафтных особенностей. Следует отметить также ценность архитектурного ансамбля в своей данности и наличие высокого информационного и эстетического потенциала. Монастырь активно популяризируется, включается в паломнические маршруты. Исходя из этого, следует подчеркнуть необходимость сохранения и развития его комплекса в своих характерных чертах и параметрах, а также проведения специальных охранных мероприятий.

Категория: О Макарьевском монастыре. | Добавил: makary (13 Окт 2008)
Просмотров: 2085
Комментарии